Методическая копилка


Сенсорное воспитание детей
Ребенок  рождается  на  свет  с  готовыми  органами  чувств: у  него  есть  глаза,  уши,  его  кожа  обладает  чувствительностью,  позволяющей  осязать  предметы, и т. п.  Это  лишь  предпосылки  для  восприятия  окружающего  мира.  Чтобы  сенсорное  развитие  проходило  полноценно, необходимо целенаправленное  сенсорное  воспитание.  Сенсорное   развитие – это  развитие  у  ребенка  процессов  восприятия  и  представлений  о  предметах  и  явлениях  окружающего  мира. Ребенка  следует  научить  рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию  и  т.п.,  т. е.  сформировать  у  него  перцептивные  действия.  Но обследовать  предмет,  увидеть,  ощупать  его  недостаточно.  Необходимо  определить  отношение   выявленных  свойств  и  качеств  данного  предмета к  свойствам   и  качествам  других  предметов.  Для  этого  ребенку  нужны  мерки, с  которыми  можно  сравнить  то, что  он   в  настоящий  момент  воспринимает.  Общепринятыми  мерками, так  называемыми  «эталонами»,  которые  сложились  исторически, сравнивают,  сопоставляют результаты  восприятия.   Это  системы  геометрических  форм, шкала  величин,  меры  веса,  звуковысотный   ряд, спектр  цветов, система  фонем  родного  языка  и т.  д. Все  эти  эталоны  должны  быть  усвоены  ребенком. 
Ребенок  на  каждом  возрастном  этапе  оказывается  наиболее  чувствительным  к  тем  или  иным  воздействиям.  В  этой  связи  каждая  возрастная  ступень становится   благоприятной  для  дальнейшего нервно-психического  развития  и  всестороннего  воспитания  дошкольника.  Чем  меньше  ребенок, тем  большее  значение  в  его  жизни  имеет  чувственный  опыт. В ранний период развития От 0 до года  ребенок подражает звукам, т.е. в этом возрасте малыш слышать и видеть Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет. Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет (активно осязание). С 3-х лет активно развивается способность ребенка осознанно воспринимать вкус и запах, т.е. развивается обоняние и вкус.
В  процессе  действий с предметами  ребенок  учиться  различать их  форму.  Малыша  необходимо  научить  таким  действиям, при  которых  он  мог  бы  понять, что  от  умения  определить  форму  зависит  результат  его  деятельности. Поэтому  первые  игры  и  упражнения  должны  быть  основаны  на  практических  действиях,  требующих  опоры  на  форму  предметов, так  как  ребенок  может  еще  не  выделять  форму  зрительно  и  тем  более  не  знать  ее   названия.
        Наиболее  успешно  сенсорные  способности  развиваются  в  продуктивной  деятельности, в  частности  в  рисовании, конструировании.  Здесь  сенсорные  процессы  осуществляются  не  изолировано  от  деятельности, а  в ней  самой,  раскрывающей  богатые  возможности  для  сенсорного  воспитания  в  широком  его  понимании.
       Ощущая,   ребенок  учиться  различать  не  только  внешние  качества  предмета,  образца  (форму, величину, строение);  у него  развиваются  познавательные  и  практические  действия.
Сенсорное  развитие  неразрывно  связано  с  развитием  эстетическим. Если  человек  способен  отличать  оттенки  цветовой  гаммы, разнообразие  вкусов,  запахов  и  звуков- он  в  полной  мере  воспринимает  красоту  окружающего  мира  и  наслаждается  ею.  Если  же  опыт  сенсорного  развития  невелик - это  отрицательно  скажется  на  развитии  воображения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий